ZT Retro - шаблон joomla Новости

Философия меценатства

Корни меценатства уходят вглубь веков и тесно соприкасаются с религиозными вероучениями, государственной и общественной благотворительностью, ростом национального самосознания.

Оно возникает на высоком уровне благосостояния и становится с течением времени наградой, «детищем», желательной деятельностью представителей дворянства, купечества, промышленников и др. Анализ истории развития меценатства показывает, что процесс его стабильного осуществления проявляется, как правило, в третьем поколении представителей состоятельного класса. Вследствие этого, становится очевидным его прохождение по социально-адаптационным ступеням, характерным для введения, преобразования в норматив и включения в развитие своего социального уровня с многообразными видами характерной для него деятельности.

Как индивидуальная позиция, меценатство становится уровневой структурой, свойственной развитой, зрелой личности. Меценат вследствие этого не просто человек, поддерживающий культуру, но знаток, ценящий, понимающий и получающий удовлетворение от своей созидательной деятельности. Включая в себя позиции самоосуществления, представительские и престижные мотивации меценат получал и получает возможность увековечить свое имя и свое дело в памяти потомков.

Становясь неотъемлемой частью культуры, меценатство не прерывается в процессе социального развития, а лишь приобретает специфические формы проявления. Российская действительность выступает в этом процессе как особое формирование. Подвергаясь многочисленным преобразованиям, она сохраняет саму основу меценатской деятельности, что становится особенно интересным и значимым для изучения. Сформировавшись в традиционном обществе, достигнув расцвета в предреволюционной России и дав миру имена Третьякова, Морозовых, Боткиных, Бахрушиных, Барышниковых и др. в советское время меценатство трансформировалось в государственную и частичную приватную деятельность, как правило, благотворительную. В настоящее время оно восстанавливается в досоветских формах, проходя тот же путь развития, что и традиционное меценатство. Это позволяет говорить, что, меняя форму существования, оно не утратило своей сути.

Вследствие этого, рассматривать меценатство как сугубо приватную деятельность было бы неверно. Его феноменология перерастает в важную социальную категорию, в значительной степени определяющую состояние, сохранение и развитие различных направлений культуры.

1. Меценатство - есть особая форма развития культуры, основанная на признании, поддержании и сохранении ее ценностей. Выступая как сложное образование, оно состоит из формообразующих и качественных личностных характеристик, взаимовлияющих друг на друга.

Как формообразующая позиция меценатство характеризуется определенной длительностью деятельности состоятельных династий. Историческое развитие преобразовывает фрагментарную меценатскую деятельность в нормативный пласт как правило в течение трех поколений.

Как личностная категория меценатство - есть показатель социальной и культурной зрелости личности, в процессе которой индивид сознательно воздействует на поддержание и развитие культуры в избирательных позициях. Следовательно, меценат - это качественная характеристика, распадающаяся на типологические, средовые, динамические черты, сочетающие специфические позиции с обобщенным, относительно устойчивым отношением к определенным сторонам действительности. В этом движении осуществляется вариант жизнедеятельности, который способствует процессу самореализации и самоосуществлению, принятию меняющихся социальных норм.

2. Ориентации-мотивы меценатской деятельности крайне неоднородны по своей сути. Они могут сочетать в себе социально-предписаные, духовно-нравственные, представительские, творческие, претенциозные и др. позиции, вся совокупность которых реализуется в конкретной деятельности, дающей эффект как в одномоментном, так и в долговременном эквиваленте. В целом они обусловливаются системой ценностных ориентаций общества, особенностями социально-культурных условий, господствующих общественных идей.

3. Формообразующие и личностные категориальные позиции меценатства выводят его в особый пласт культуры, всегда существующий в обществе в меняющихся, зависимых от временных и социальных особенностей, видах. Выступая как постоянная социальная культурная категория, меценатство лишь модифицирует формы своего проявления в конкретной эпохе, делая акценты на собственно меценатстве, благотворительности, или спонсорстве. В силу этого, меценатство обладает рядом повторяющихся признаков и характеристик. Оно возникает при определенных условиях: необходимого (выше среднего) уровня благосостояния, наличия династийной среды, социальной и законодательной направленности, присутствия зрелой образованной личности и др. Совокупность условий трансформирует его в престижные позиции. Следовательно, появление и общее направление развития меценатства можно прогнозировать и создавать условия для его проявления и успешного осуществления.

4. Меценатство - это компонент культуры, сохранивший в своей ментальности традиционный уклад прошлых поколений. Природа российского меценатства диалектически раскрывается в многогранной взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, выполняет передачу и освоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. Традиции меценатства классифицируются по функциям, содержанию, видам общественных отношений. Как механизм преемственности в отечественной культуре, традиция благотворительности и меценатства особенно актуализируется будучи социальной нормой.

5. Современное спонсорство - закономерная и ожидаемая форма развития меценатства, выступающая как адаптивный механизм, позволяющий новому классу вписаться в социум. Оно способно оказывать влияние на средовые позиции, обеспечить деятельность объектов культуры в современных условиях, способствовать созданию полноценной, многообразной, культурной среды. Традиция обеспечивает включение спонсорства в процесс социокультурного развития, как в новую нормативную систему. Характерно-психологические черты личности современного спонсора выражают отношение его сознания к действительности и выявляют преемственность между личностью мецената дореволюционного периода и его современным эквивалентом.

Наши партнёры

  • Logo4B-4
  • RVSH-banner
  • VM
  • arcticugol
  • banner_65_2
  • bannerd
  • djigitovka
  • fskn-logo
  • gaz
  • igumo
  • inwriter
  • logo-roz
  • media-trest-mini
  • mos
  • moskino-bd6f958f6b
  • moskino
  • podmosk
  • pravda
  • pravda
  • presnya
  • radunica
  • resur
  • rgo
  • russ-train
  • skrf
  • theatr 111
  • topworld
  • zabaykale